Украинская гидрометеослужба ликвидируется

T
15 февраля 2011, 13:12

Последствия происходящей в стране реформы государственного управления пока незаметны для большинства населения страны, но...

Украинская гидрометеослужба ликвидируется

Но, на повседневной жизни каждого гражданина Украины может в скором времени сказаться решение о ликвидации в ходе реформы Государственной гидрометеорологической службы, которое пока нервно обсуждается только в среде профессиональных метеорологов, гидрологов, океанологов.

Наш проект также заинтересовала эта проблема. Ведь буквально сегодня мы рассказывали, сколько финансовых и интеллектуальных ресурсов инвестирует Китай в развитие своей погодной службы. Получается, в то время, как другие государства развивают сферу метеорологии и гидрологии, мы ее наоборот сокращаем и совсем ликвидируем?

Мы попросили прокомментировать складывающуюся ситуацию одного из создателей проекта МЕТЕОПРОГ Лауреата государственной премии Украины в области науки и техники Марка Железняка.

«Технологическая мощь Европы поднялась на профессиональных цехах, которые объединяли квалифицированных специалистов, формирующих стандарты качества и не допускающих «халтуры», позорящей профессию. Наследниками таких цехов в современном мире стали различные профессиональные ассоциации, объединения, академии, без взаимодействия с которыми, невозможны принятия государственных решений в цивилизованных странах. И не потому, что это дань моде «расшаркивания» перед такими структурами гражданского общества, а потому что практика показала «не по уму» принимать решения о реформе народного здравоохранения без медиков, а о реформе энергетики без инженеров энергетиков. Увы, этот очевидный принцип был нарушен авторами решения о ликвидации Гидрометслужбы, потрясшей мой «цех» профессиональных гидрометеорологов, независимо от места их работы - Гидрометслужба, НАН Украины, университеты, различные технологические компании.

Государственная гидрометеорологическая служба организовывала работу «бюджетников» - от наблюдателей, круглосуточно работающих на сотнях гидрометпостов Украины, до прогнозистов в региональных центрах гидрометеорологии - всем известного Украинского гидрометцентра, научных и методических организаций - Центральной геофизической обсерватории, Украинском научно-исследовательском гидрометеорологическом институте (УкрНИГМИ). Их трудом создается бесценная информация о текущих погодных и гидрологических явлениях, формируются базы данных о климатических характеристиках и их изменениях, данные мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Эта первичная информация используется для подготовки оперативных прогнозов, оценок изменений климата, как в региональном масштабе, так и для глобальных прогнозов.

Для ветра и волн нет границ, поэтому Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО), созданная ООН и объединяющая 188 стран мира, выпустила целый ряд призывов, решений, рекомендаций, призывающих каждую страну участницу неустанно развивать инфраструктуру своих национальных гидрометеорологических ведомств на благо этих же стран и всей планеты.

Украина может гордиться, что Гидрометслужба СССР и Гидрометцентр ССР были созданы и возглавлялись украинским метеорологом Алексеем Феодосьевичем Вангенгеймом. Только сравнительно недавно мы узнали о роли в формировании советской Гидрометслужбы этого выдающегося человека, расстрелянного в 1937г на Соловках по обвинению в деятельности придуманной нквдистами организации "Всеукраинский центральный блок".

Украинская гидрометслужба поддерживала уровень одной из ведущих в СССР, черпая кадровый потенциал в одном из двух всесоюзных инженерных гидрометеорологичеких институтов (Одесский ГМИ, ныне Одесский экологический университет) и на географических факультетах Киевского, Львовского, Черновицкого и ряда других университетов. Высокий научный уровень поддерживался за счет постоянных взаимодействий с исследовательскими центрами Москвы, Ленинграда, Новосибирска. В 1986 и последующих годах сотрудники Гидрометслужбы, наряду с сотрудниками НАН Украины, сыграли ключевую роль в обеспечении оперативной информацией и наукоемкими рекомендациями государственных структур, принимавших решения по мерам по преодолению последствий Чернобыльской аварии. С 1991, несмотря на хроническое недофинансирование, Украинская гидрометслужба трансформировалась в национальный орган, обеспечивающий требуемый обмен гидрометеоинформацией с МАГАТЭ и ВМО. Важным аспектом самостоятельного выхода на международную арену стала возможность начать техническое перевооружение службы за счет прямого взаимодействия с МАГАТЭ и ВМО. В несомненный плюс Укргидромету можно поставить создание совместно с Госводхозом Украины при поддержке НАН Украины и за счет финансирования различных программ ЕС современной системы автоматизированного мониторинга и прогноза паводков в Закарпатье

По моему мнению, корни теперешней печальной судьбы Гидрометслужбы лежат в ошибочном решении одного из прошлых правительств передать Гидрометслужбу в ведомственную подчиненность Министерству чрезвычайных ситуаций. Моментально упала значимость всей деятельности службы, не попадающей под графу «преодоление чрезвычайных». Между тем, высокую важность для страны и ее граждан имеют и такие аспекты «не чрезвычайной » деятельности Национальной Гидрометслужбы как

*Обеспечение гидрометинформацией объектов возобновляемой и традиционной энергетики - оценки ветроэнергетичекого потенциала и климатических особенностей территорий, поддержка управления каскадами ГЭС, прогнозы для ТЕЦ, АЭС, коммунального хозяйства

*Обеспечение текущей и прогностической информацией сельхозпроизводителей

*Развитие структурами Гидрометслужбы методик улучшения информационного обеспечения авиаперевозок, морского и речного транспорта

*Информационное обеспечение эксплуатации каскадов водохранилищ и других элементов водохозяйственного комплекса страны

*Информационное обеспечение долговременных программа по улучшению экологической ситуации в стране в том числе программ интегрированного управления побережьем Чорного и Азовского морей

*Обмен оперативной и климатической информацией с международными центрами ВМО

*Анализ и прогноз региональных климатических изменений, их воздействия на водные ресурсы, выработка рекомендации по адаптации народного хозяйства к изменениям климата

Но если до этого года можно было говорить только о недостаточном внимании к этим проблемам в существовавшей системой управления Гилрометслужбой, то после ее ликвидации в 2011 году пострадают как все перечисленные выше функции, так и функции, связанные с гидрометеообеспечением реагирования на природные и техногенные чрезвычайные ситуации.

Но реформа идет. Государственная служба ликвидируется и никакое специализированное агентство на ее месте не создается. Структуры сбора гидрометеоинформации и прогностические центры растягиваются по различным ведомствам. Невозможным становится ведение единой государственной политики по наукоемкому обеспечению прогнозирования гидрологических и метеорологических явлений. В центрах гидрометпрогнозирования и на наблюдательной сети начато сокращения до 30% бюджетной численности инженерно технических работников, при том, что приток молодежи на эти должности очень мал, - работа низкооплачиваемая

Абсолютное большинство стран мира создали и активно развивают национальные агентства по гидрометеорологии. Примеры, - от таких мировых технологических лидеров как NOAA (США), Meteo France, MetOffice Великобритания, DWD Германия, Федеральная служба России по гидрометеорологии до скромных, но полнофункциональных гидрометслужб Гондураса, Зимбабве и Папуа- Новой Гвинеи. Уничтожение Гидрометслужбы Украины выбивает нашу страну за пределы этого диапазона цивилизованных стран - участников ВМО

Склонный к афоризмам лидер соседней державы как то высказался о своих принципах управления - «Мы эту проблему решили в узком кругу ограниченных людей». Но надо отдать должное Александру Григорьевичуц Лукашенко, - лукавил он . Не был, видимо, столь узок этот круг и ограничен, экономию бюджета ищут в Белоруссии не за счет метеорологов, и развивается Государственный департамент по гидрометеорологии.

На что остается надеться нам в Украине, видя начавшуюся реализацию очевидно ошибочного решения о ликвидации Государственной гидрометслужбы? Остается верить, что где-то в глубинах Президентской администрации, РНБО, Кабмина есть мудрые администраторы, хоть и не гидрометеорологи, но понимающие чем может обернуться сиюминутная экономия 1000 гривень в месяц за счет сокращения техника наблюдателя на гидрометпосту с потерей на этом посту 70-летнего ряда наблюдений, и во что выльется разрыв целостной структуры Гидрометслужбы, потеря взаимодействия с ВМО. И расширят они круг людей, готовящих реформирование отрасли, за счет специалистов, и вовремя остановят чье-то необдуманное решение. А то упадем быстро ниже Папуа, Зимбабве и Гондураса по готовности страны к климатическим и техногенным потрясениям и обеспечению развития экономики надежной гидрометеоинформацией. Обидно будет...»

Узнавайте интересное вместе с МЕТЕОПРОГ.