О роли бактерий в метеорологических явлениях

Группа американских учёных обнаружила высокую концентрацию бактерий в центре градин: вероятно, микроорганизмы несут некоторую ответственность за этот и прочие виды осадков.

«Бактерии найдены в зародыше, то есть на начальной стадии формирования градин», — уточняет соавтор исследования Александр Мишо из Университета штата Монтана.

Материалом для анализа стали градины диаметром более 5 см, выпавшие на территории кампуса названного вуза в июне 2010 года. Их разделили на четыре слоя и растопили. Наибольшее количество бактерий, поддающихся культивированию, было обнаружено во внутренних слоях.

«Для выпадения осадков необходимо ядро, то есть частица, которая способна аккумулировать капли воды, — продолжает г-н Мишо. — Растёт число доказательств того, что таким ядром могут становиться бактерии и прочий органический материал».

«При температурах выше –40 ˚C формирование льда в облаках, необходимое не только для снега, но иногда и для дождя, не может проходить спонтанно: требуется ядро», — подчёркивает соавтор Брент Кристнер из Университета штата Луизиана.

Целый ряд частиц может выступить в качестве катализатора, но наиболее активны именно биочастицы, которые формируют лёд при температурах примерно –2 ˚C. Наиболее хорошо изученным биокатализатором является фитопатоген Pseudomonas syringae. «Штаммы P. syringae, принимающие участие в образовании ледяного ядра, обладают геном, который кодирует белок во внешней мембране, связывающий молекулы воды в упорядоченную структуру, — говорит г-н Кристнер. — Это весьма эффективный ядрообразующий шаблон, способствующий формированию ледяного кристалла».

Компьютерное моделирование отношений между аэрозолями и облаками показало, что высокие концентрации биологических ледяных ядер кристаллизации влияют на среднюю концентрацию и размер кристаллов льда в облаках, горизонтальный облачный покров в свободной тропосфере, уровень осадков на земле и даже защиту планеты от солнечного излучения.

Источник: Компьютлента по материалам PhysOrg