Климатрон: удар по засухе

T
13 ноября 2012, 13:17

  Можно ли создавать искусственные облака?

  Материальный ущерб от аномальной жары прошлого лета и вызванных ею пожаров экономисты оценили в 450 млрд. рублей. Куда прискорбнее то, что жара унесла тысячи жизней. И теперь россияне с ужасом ожидают наступающего лета, уверенные, что им снова придется пережить прошлогодний ад. Но, оказывается, можно сделать так, чтобы по желанию человека в любом месте пролился дождь.

 

Климатрон: удар по засухе

  Специалисты по изучению климата уверяют: в последующие годы такие температурные аномалии станут у нас нормой. И будут длиться эти «волны тепла» не несколько недель, а, возможно, целое лето. Прогноз неутешительный. Ясно, что проблема требует пристального внимания. Владимир Золотухин, изобретатель из Тюмени, член Международной академии авторов научных открытий и изобретений, считает, что с погодой можно совладать, если применить оригинальные технические решения.

  «Пробить» антициклон

  Человек не способен бороться с изменением климата в глобальном масштабе. Но повлиять на отдельный антициклон (а именно он стал виновником жары в июле—августе прошлого года) — вполне реально. «В принципе речь идет о том, чтобы „насытить“ его влагой, перераспределить осадки и откорректировать тепловой баланс внутри антициклона, — поясняет Владимир Антонович. — Предлагаемый мною проект плавучего климатрона позволяет делать это».

  Представим себе круглую платформу с осевым проемом — «дыркой» в центре диаметром до 10 метров. По краям платформы установлено несколько турбореактивных авиадвигателей — они надежно закреплены и сориентированы так, что исходящие потоки воздуха устремлены к центру. Точнее, не совсем к центру, а на специальные пилоны — вертикальные конструкции, слегка изогнутые, словно лопасти, и закручивающие воздушные потоки в вихрь-смерч. Этот вихрь поднимается вверх, достигая слоев тропосферы на высоте 1,5–2,5 км.

  А теперь поместим платформу на баржу-катамаран и пустим ее в акваторию крупной реки — например, Волги. Баржа устанавливается на якорях в оптимальной точке акватории и слегка погружается в воду, аккурат до уровня платформы. Двигатели включаются, и восходящие вихревые потоки начинают захватывать воду из осевого проема платформы. То есть вверх поднимается уже не сухой воздух, а воздушно-капельная смесь. На высоте она конденсируется, и через несколько десятков минут над нашей головой формируется кучево-дождевое облако. Теперь его можно «осадить» привычным способом с помощью йодистого серебра (пресловутый разгон облаков), а можно отправить в свободное путешествие по атмосфере. Главное, что погодная обстановка окажется несколько смягчена, а, запустив в небо с десяток искусственных облаков, мы сможем временно забыть о засухе.

  А кто-то пытался?

  Поскольку проект пока существует лишь на бумаге, возникает вопрос: а подтвержден ли он расчетами? Хватит ли мощности авиадвигателей и затраченной энергии на то, чтобы «пробить» антициклон, дотянуться вихрем-смерчем до нужных высот, где формируются облака?

  «Проводились расчеты параметров, и они подтверждают, что инверсионный слой тропосферы реально „пробить“ искусственным смерчем, особенно если температура поверхности водоема равна или чуть больше температуры приповерхностных воздушных масс, — уверяет Владимир Золотухин. — А такое часто наблюдается в утренние летние часы в условиях господствующего антициклона. Более точные параметры определятся на стадии экспериментов и инженерной проработки. Тогда станет ясно, сколько и каких двигателей необходимо, каковы должны быть кривизна поверхности пилонов, оптимальная мощность и многое другое. Конечно, один климатрон не сделает погоду в регионе, но если разместить их с десяток или больше — скажем, цепочкой по волжским водохранилищам — и заставить работать одновременно, то можно „разбить“ даже такой мощный антициклон, какой стоял летом в Центральной России».

  Размышляя о рентабельности проекта, тюменский изобретатель говорит: «По приблизительной оценке, стоимость плавучего климатрона будет не больше стоимости речного теплохода. А современная загруженность отечественного судостроения, опыт и квалификация персонала позволят построить такие объекты в сжатые сроки. Собственная энергетическая мощность работающего климатрона соизмерима с мощностью взлетающего аэробуса. А это позволяет уложиться в энергетические, экономические и конструктивные ограничения. В итоге эксплуатация таких устройств будет вполне рентабельной».

  Известно скептическое отношение академической науки к подобным проектам: дескать, с природой не совладаешь, нечего даже и пытаться. Но печальные воспоминания о минувшем лете заставляют поставить вопрос: а почему нет? Развекто-то уже пытался? Научились ведь перегораживать реки, укрощая водную стихию. Тот же разгон облаков никого теперь не удивляет. Наступает лето-2011, и вновь огромные средства уйдут на тушение пожаров, нагреют руки продавцы кондиционеров, недосчитаются урожая сельхозпроизводители. Может, стоит присмотреться к идее Кулибина из глубинки?

 

 

Источник: trud.ru