Погода в твоем городе

Движение айсбергов из Антарктики сигнализирует о начале нового ледникового периода

21 февраля 2021, 20:55

Все зависит от траектории их движения

Учёные изучили миграции антарктических айсбергов за последние полтора миллиона лет и обнаружили, что именно их траектории могут определять, начнётся ли новое большое оледенение Земли.

В истории Земли не раз повторялись периоды долговременного похолодания климата, которые приводили к формированию новых ледяных покровов. Так, последняя ледниковая эпоха закончилась 12 тысяч лет назад, а сейчас Земля переживает межледниковый период. Исследование было опубликовано в престижном научном журнале Nature в январе 2021 года. Об этом сообщает Еarth-chronicles.

До настоящего времени для учёных оставалось загадкой, как положение орбиты Земли относительно Солнца влияет на разогрев земной поверхности. Они не понимали, какие изменения орбиты могут провоцировать масштабные изменения климата, приводящие к оледенению. Большая международная группа исследователей предложила иной механизм, который может влиять на климат.

Известно, что от ледяного щита Антарктиды откалываются айсберги, которые движутся на север в Атлантический океан. Они тают в его тёплых водах, приводя к его опреснению. В то же время воды Антарктики становятся более солёными (ведь айсберги уходят). Из-за этого процесса меняется циркуляция водных потоков в Мировом океане, что может ускорять поглощение океаном атмосферного CO2. В итоге снижается парниковый эффект, который, напомним, приводит к разогреву атмосферы. И именно так выглядит… начало ледникового периода.

Чтобы прийти к этим выводам, учёные восстановили состояние океанов прошлого, используя в том числе образцы древних пород, которые оседали на дно по мере таяния дрейфующих айсбергов. Эти образцы были добыты в водах Южной Африки в рамках Программы по исследованию мирового океана.

Исследователи смогли проследить историю движения айсбергов к этим местам в течение полутора миллионов лет. К слову, такой впечатляющий временной период редко изучается в рамках одного научного исследования.

Учёные проанализировали химический состав собранных образцов, а также использовали климатическую модель, чтобы проверить свою гипотезу о перемещении пресной воды от Антарктики на север в Атлантический океан.

Однако деятельность человека может сильно повлиять на концентрацию CO2 и изменить динамику описанного учёными механизма. Из-за парникового эффекта Южный океан может потеплеть до такой степени, что айсберги растают прямо в нём, а значит, все последующие процессы «отменятся». Что в итоге будет ждать нашу планету, не понятно.

4.6 средний рейтинг из 5 на основе 5 оценок