ukraine-flag Допомогти ЗСУ можна, здійснивши переказ з платіжної картки за цим посиланням

Бактерии могут производить ванилин из пластиковых отходов

ГМ-бактерии синтезируют ароматный ванилин из продуктов разложения ПЭТ

Ванилин выделяют из плодов тропической орхидеи. Однако природа не способна обеспечить все потребности человечества в этом ароматизаторе, которые в 2025 году достигнут 60 тысяч тонн. Большую часть ванилина производят химическим синтезом из нефтяного сырья. Новым источником этого ценного вещества могут стать бытовые отходы. Точнее говоря, полиэтилентерефталат (ПЭТ) — исключительно популярный полимер, который используют, например, для изготовления пластиковых бутылок.

Получение ванилина из ПЭТ стало возможным благодаря новой работе Джоанны Сэдлер и Стивена Уоллес из Эдинбургского университета, статья которых опубликована в журнале Green Chemistry, сообщает Naked Science. Авторы заметили, что мономер, образующий ПЭТ — терефталевая кислота, — способен превращаться в ванилин через цепочку из пяти химических реакций.

Все эти реакции используются в разных видах организмов, и ученые выделили гены соответствующих ферментов, собрали их в единую плазмиду и внесли в клетки кишечной палочки (E. coli). Лабораторные эксперименты, проведенные с ГМ-бактериями, показали, что они способны перерабатывать терефталевую кислоту — продукт разложения ПЭТ — в ванилин с высокой эффективностью, до 79%.

Авторы уверены, что если новый метод дойдет до стадии промышленной технологии, он позволит надолго закрыть потребность человечества в ванилине. При этом полезное производство способствует решению проблемы переработки мусора: сегодня на свалки отправляется около 50 миллионов тонн ПЭТ каждый год.