ukraine-flag Допомогти ЗСУ можна, здійснивши переказ з платіжної картки за цим посиланням

Землетрясения могут помочь деревьям расти

Землетрясения могут помочь деревьям расти © Getty Images

Все взаимосвязано

Как только подземные толчки утихают, самым непосредственным доказательством землетрясения является изменение ландшафта, которое оно оставило позади. Но гораздо менее очевидные маркеры сейсмических сдвигов действительно существуют, и их нет в геологической летописи.

Результаты исследования опубликованы в JGR Biogeosciences, сообщает Science Alert.

В новом исследовании ученые обнаружили удивительные последствия землетрясений, которые сохраняются и после того, как афтершоки утихнут: заметное увеличение роста деревьев, вызванное сдвигами в доступности грунтовых вод.

Давно известно, что землетрясения могут изменить судьбу деревьев, но мы до сих пор многого не знаем о том, как землетрясения влияют на рост деревьев и сколько записывается в живом биологическом архиве их стволов.

«Сильные землетрясения могут увеличить поток воды, питающей потоки, повысить уровень грунтовых вод и, таким образом, предоставить корням растений больший доступ к воде в условиях ограниченного количества воды», - объясняет группа исследователей во главе с первым автором и гидрологом Кристианом Мором.

Чтобы изучить эти идеи и проверить свою гипотезу о том, что землетрясения, изменяющие запасы грунтовых вод, будут способствовать росту деревьев, когда деревья находятся рядом с ручьями в долинах, но будут препятствовать их росту, если они находятся выше на склонах холмов, исследователи изучили сосны Pinus radiata в Чили. Здесь в 2010 году произошло мощное землетрясение магнитудой 8,8 балла.

Анализ кернов деревьев, взятых в 2014 году и извлеченных из деревьев на дне долины, а также с гребней на склонах холмов, показал, что некоторые деревья в долине действительно испытали временное усиление роста после землетрясения.

Напротив, некоторые деревья на склонах не так хорошо себя чувствовали в тот же период, предлагая некоторую поддержку гипотезе исследователей, хотя команда признает, что общий эффект землетрясения был незначительным и, казалось, длился только временно, сроком на несколько недель.

Благодаря этому у нас может появиться новый инструмент для изучения землетрясений прошлого.