Как показывает исследование, предупреждения о следующем извержении супервулкана может и не быть © Getty Images

Иногда магма может накапливаться бесшумно

Согласно новому подробному исследованию вулкана Тоба на Суматре, Индонезия, некоторые из ключевых предупреждающих знаков, на которые геологи обычно обращают внимание перед извержением супервулкана, на самом деле могут присутствовать не во всех случаях.

Такое исследование опубликовано в PNAS, сообщает Science Alert.

Полученные данные свидетельствуют о том, что гигантским извержениям вулкана Тоба около 840 тысяч лет назад и 75 тысяч лет назад не предшествовал внезапный приток магмы в резервуар вулкана. Вместо этого магма стабильно и бесшумно собиралась перед взрывами.

Важно отметить, что второе супер-извержение потребовало для образования магмы меньше половины времени, чем первое - 600 тысяч лет, а не 1,4 миллиона лет - из-за постепенного повышения температуры континентальной коры вокруг магматического резервуара.

«Это «порочный круг» извержений», - говорит геолог Пин-Пин Лю из Пекинского университета в Китае. «Чем больше магма нагревает кору, тем медленнее магма остывает и тем быстрее становится скорость накопления магмы».

Чтобы прийти к таким выводам, команда проанализировала химический состав цирконов вокруг Тоба, минералов, образовавшихся в результате взрывных извержений вулканов. Уран распадается на свинец внутри циркона, поэтому исследователи смогли использовать масс-спектрометрическое сканирование, чтобы определить возраст минералов.

Это дало им временные рамки как самих извержений, так и предшествовавшего им накопления магмы. Исследователи также могут использовать ту же технику, чтобы определить, сколько магмы уже могло быть собрано в резервуаре.

В частности, исследователи подсчитали, что сегодня под озером Тоба может скрываться около 320 квадратных километров магмы - кальдеры, созданной предыдущими извержениями и с тех пор заполненной снегом и дождем. В его центре находится остров, выталкиваемый магмой глубоко под поверхностью.

«Мы можем видеть, что этот остров постепенно увеличивается в высоту, указывая на то, что вулкан активен и что под ним накапливается магма», - говорит Лю.

По оценкам ученых, в мире существует около 5-10 вулканов, способных к сверхизвержению, которое может катастрофически повлиять на глобальный климат. Вулкан Тоба может быть одним из них, и если одно из этих разрушительных событий приближается, нам нужно об этом знать.

Считается, что супервулканические извержения Тоба могли покрыть всю Южную Азию значительным слоем пепла, и некоторые исследования выдвигают гипотезу о том, что последнее вызвало десятилетнюю вулканическую зиму, когда температура упала по всему миру.

Как человечество отреагировало бы, если бы такое событие повторилось - все, от поставок продовольствия до миграции населения - неясно, но мы также можем не получить уведомления, когда грядет следующее извержение супервулкана.

«Наше исследование также показывает, что никаких экстремальных явлений не происходит до супер-извержения», - говорит ученый Лука Карикки из Женевского университета в Швейцарии. «Это говорит о том, что признаки надвигающегося супер-извержений, такие как значительное учащение землетрясений или быстрое поднятие земли, могут быть не такими очевидными, как в фильмах-катастрофах, снятых киноиндустрией».