Последствия падения астероида, убившего динозавров, оказались даже хуже, чем считалось ранее © NASA

В стратосферу было выброшено огромное количество серы

Новое исследование английских ученых показывает, что, когда астероид, убивший динозавров, столкнулся с Землей 65 миллионов лет назад, огромное количество серы было выброшено в стратосферу. И объемы этой серы намного большие, чем предполагалось ранее.

Согласно исследованию, это массивное облако серосодержащих газов, когда-то находившееся в воздухе, заслоняло Солнце и охлаждало Землю на протяжении десятилетий или столетий, прежде чем выпало в виде опасных кислотных дождей и изменило химический состав морей на десятки тысяч лет.

Соавтор исследования Джеймс Уиттс, преподаватель Школы наук о Земле Бристольского университета в Соединенном Королевстве, сказал, что результаты показывают, что эксперты переоценили количество серы, образовавшейся в результате удара астероида.

В результате климатические изменения, связанные с этим, были, возможно, значительно выше, чем предполагалось. Об этом пишет Nature World News.

По словам Уиттса, тот факт, что сера выпадала на поверхность Земли кислотным дождем, может объяснить, почему жизнь, особенно морская, так долго не могла восстановиться. Нужно учитывать, что часть серы, которая выпала на землю, в последствие была бы смыта в океаны.

Открытие ученых оказалось чисто случайным. Уиттс заявил, что это нисколько не планировалось. Исследователи намеревались изучить геохимию древних раковин вдоль реки Бразос в округе Фолс, штат Техас. Это уникальное место было затоплено во время вымирания в конце мелового периода, когда погибли динозавры. Ученые взяли несколько образцов отложений в этом месте.

По словам Уиттса, учеными был зафиксирован «уникальный сигнал» — массы изотопов серы показали минимальные колебания. Изменения массы происходят, когда сера попадает в атмосферу и взаимодействует с ультрафиолетовым (УФ) светом.

По словам Уиттса, такое может наблюдаться только в двух случаях: либо в среде без кислорода, либо когда в атмосфере так много серы, что она поднялась очень высоко в насыщенную кислородом атмосферу.

Земле приблизительно 4,5 миллиардов лет, и насыщенная кислородом атмосфера поглотила ее примерно 2,3 миллиарда лет назад.

По словам Уиттса, наличие этого сигнала в морской породе мелового периода указывает на то, что после столкновения с метеоритом в атмосфере Земли должно было появиться большое количество серы. И, конечно же, это имеет серьезные последствия для изменения климата, поскольку аэрозоли серы, как мы знаем из недавних извержений вулканов, охлаждают атмосферу.

Богатый серой известняк полуострова Юкатан давал большую часть серы.

«Возможно, если бы астероид приземлился в другом месте, в атмосферу не было бы выброшено столько серы, и последовавший за этим климатический сдвиг не был бы таким серьезным», — сказал Уиттс. Поэтому событие вымирания не было бы таким разрушительным.

Согласно моделированию климата, аэрозоли серы, которые попали в атмосферу Земли в результате удара астероида, должны были превратиться в аэрозоли сульфатов, вызвав охлаждение поверхности Земли от 2 до 8 градусов по Цельсию в течение нескольких десятилетий после падения каменной глыбы из космоса. Но, согласно новым данным, из-за того, что содержание серы было выше, воздействие на климат могло быть еще более катастрофическим.