ukraine-flag Допомогти ЗСУ можна, здійснивши переказ з платіжної картки за цим посиланням

Растительные отходы могут отфильтровывать тяжелые металлы из воды

Растительные отходы могут отфильтровывать тяжелые металлы из воды © Getty Images

Ученые представили мембрану на основе растительных отходов

Исследователи разработали мембрану, которая может отфильтровывать тяжелые металлы из загрязненной воды. Она была сделана из растительных отходов, особенно из отходов производства растительного масла.

Они обнаружили, что белки, полученные из побочных продуктов производства подсолнечного или арахисового масла, могут эффективно притягивать ионы тяжелых металлов.

Это открытие предполагает, что загрязненную воду можно очистить, чтобы она соответствовала международным стандартам питьевой воды, с помощью процесса притяжения, известного как адсорбция.

Команда указала, что современные технологии потребляют много энергии и нуждаются в электричестве для работы. Тем не менее, их мембрана может стать недорогой, устойчивой и маломощной технологией.

Профессор Али Мисерез из Наньянского технологического университета в Сингапуре объясняет, что значительная группа загрязнителей воды, известных как тяжелые металлы, может накапливаться в организме человека и приводить к раку и другим мутагенным заболеваниям.

Побочные отходы, известные как шроты масличных культур, образуются при производстве бытовых растительных масел. Это богатые белком побочные продукты, которые остаются после извлечения сырого растительного масла.

Исследовательская группа под руководством NTU использовала жмых из двух популярных растительных масел. Это подсолнечное и арахисовое масла. Команда выделила белки из шрота масличных культур и превратила их в белковые амилоидные фибриллы, похожие на веревки структуры, состоящие из плотно скрученных белков, которые имеют наноразмерный размер. Эти белковые фибриллы служат молекулярным ситом, улавливая ионы тяжелых металлов по мере их прохождения, потому что они притягиваются к тяжелым металлам.

Группа обнаружила, что их мембраны могут удалять до 99,89% тяжелых металлов. Среди трех протестированных металлов фильтр оказался наиболее эффективным для свинца, затем для платины и хрома.

По словам исследователей, количество воды, которую может отфильтровать мембрана, зависит от количества тяжелых металлов, присутствующих в загрязненной воде.

Вскоре было показано, как этот метод легко масштабируется благодаря его простоте и малой зависимости от химических реагентов, подчеркнув необходимость экономичных и экологически безопасных методов очистки воды. Это позволяет команде полностью использовать различные промышленные пищевые отходы в выгодных технологиях и перерабатывать потоки отходов для дополнительных применений.

Кроме того, захваченные металлы могут быть освобождены и снова переработаны. После фильтрации металлы можно просто удалить, сжигая мембрану, которая использовалась для их улавливания.

Профессор Раффаэле Меззенга, соавтор исследования из ETH Zurich, Швейцария, отметил, что другие металлы, такие как платина, имеют ценное применение при создании электроники и другого чувствительного оборудования, в то время как металлы, такие как свинец или ртуть, ядовиты и могут быть безопасно утилизированы.

Для извлечения драгоценной платины требуется всего 32 кг белка, а для извлечения золота требуется только половина этого количества белка. Платина оценивается в 33 тысячи долларов за килограмм, а 1 кг золота стоит почти 60 тысяч долларов.

Меззенга отметил, что существуют значительные финансовые преимущества, учитывая, что эти белки производятся из промышленных отходов стоимостью менее 1 доллара США за кг, сообщает Good News Network.

По словам исследователей, тот факт, что эта фильтрация практически не потребляет энергии, в отличие от других методов, таких как обратный осмос, является еще одним значительным преимуществом.